Заявка на экспертизу

*Обязательное поле
  • Вернуться назад
  • Экономическая безопасность и технологии.

    Самым распространенным видом противоправных действий после присвоения активов являются взятки и «откаты». Но какой бы вид не принимала коррупция, наша цель - помочь  оценить, существуют ли у Вас симптомы этого явления.

        Масштаб мошенничества и коррупции можно ограничить, если вовремя обратить внимание на несколько самых простых признаков.

        Итак, внимательно присмотритесь к своим сотрудникам и их поведению.

        Если вдруг сотрудник внезапно изменил образ жизни, стал расточителен при той же заработной плате, посещает дорогие рестораны и бары, сорит деньгами не в пример подпольному миллионеру Корейко, а другой стал зависим от игромании и погряз в долгах, однако вдруг разом расплатился со всеми кредиторами - задумайтесь, откуда у них появились деньги. Вариант их раскопки на поле Чудес, а также получения наследства от родственника-миллионера в Штатах, крайне сомнителен.

        А Ваш заместитель, мотивируя заботой о вас, предлагает взять на себя дополнительные обязанности по посещению важных встреч с компаньонами вне офиса и в выходные дни. Не обольщайтесь, что он так обзаботился о вашем благополучии. Его цель – замкнуть все ключевые решения на себя и вывести вас «за борт». После таких встреч «благодетель» внезапно изменит личное мнение и поддержит проект, который ранее им же был отклонён.

        А какие отношения складываются при конкурсной закупке между работниками и исполнителями государственного заказа или соискателями, были ли частые встречи в частном порядке с исполнителями государственного заказа и участниками конкурсов? Вы анализировали это?    

        Результатом этих встреч, скорее всего, станет предоставление «победителю» необычных специальных условий закупки: цены, скидок, кредитования, сокращения принятых сроков исполнения и т.д.

        Вас должны насторожить: необычная щедрость со стороны исполнителей государственного заказа, предложения спонсорской помощи и дорогие подарки в рамках «рекламной кампании».

         Сталкивались ли вы с фактом необъяснимого отказа сотрудника принять переназначение или продвижение по службе, в особенности, если оно предполагает лучшие условия? Было? Так что его удерживает на прежнем месте? Скорее всего – «хлебное» место или же его побочная деятельность, сходная со служебными обязанностями в государственном учреждении.

         Названные примеры, если наблюдаются неоднократно или в определенных сочетаниях, а также ряд специфических признаков, о которых пойдёт речь ниже, расценивайте как знаки, которые говорят о существовании коррупции.

          Предлагаем из массы приводимых нами признаков коррупции выбрать те, с которыми вы уже сталкивались. Например:

    - необоснованные решения, которые не должны приниматься в такой форме;

    - различная оценка или способ выполнения работы в одинаковых или похожих условиях;

    - злоупотребление, толкование в свою пользу или превышение данных полномочий;

    - отказ в проверке или аудите даже при наличии веской причины для их проведения;

    - вмешательство в работу других отделов или работников в государственном органе;

    - постоянная практика встреч вне офиса без какого-либо убедительного объяснения или связи с работой;

    - недопустимое расширение данных полномочий;

    -заключение соглашения на невыгодных условиях, которое связывает орган государственной власти на длительный период времени;

    -должностное лицо неоднократно отдает предпочтение или оказывает поддержку определенным участникам или исполнителям во время проведения конкурса на размещение государственного заказа («поставщики двора»);

    -заметные привилегии некоторым участниками при проведении переговоров по контракту;

    -отсутствие квитанции или штампа с датой и временем на корреспонденции от участников конкурса или исполнителей;

    - указание о разрешении дела в чью-либо пользу без дополнительного рассмотрения;

    -игнорирование сомнений в законности того или иного действия, пренебрежение предписаниями, например, отказ от введения специальных условий или обязанностей, игнорирование принципа экономии;

    - блокирование отдельных подразделений или работников или, напротив, наделение их независимостью, подразумевающей отсутствие контроля;

    - пренебрежение открытыми конкурсами, отсутствие разнообразия в предложениях;

    - разделение на части или уменьшение объема государственного заказа с целью его размещения на собственное усмотрение;

    - поддержка утративших необходимость или устаревших систем снабжения;

    - закупки по завышенным ценам, не соответствующим условиям рынка;

    - повторные платежи по счетам или платежи по частям;

    -частые случаи внесения последующих изменений и обнаружения мнимых арифметических ошибок в конкурсных документах;

    -существенная разница между суммой по платежным документам и предложенной на конкурсе суммой;

    - пропажа важных конкурсных документов или контрактов;

    - поверхностное выполнение работы, отсутствующие или неполные записи;

    - постоянные посещения исполнителями государственного заказа определенных работников или посещения только в присутствии определенных работников;

    - неоднократные официальные командировки в определенные компании без веской причины, связанной с работой (и с задержкой на ночь без определенной причины);

    - жалобы исполнителей государственного заказа, заявками которых пренебрегли во время конкурса или которые были поставлены в невыгодное положение при рассмотрении заявок;

    - сомнительные высказывания, упоминание работников о нарушениях в некоторых процедурах, слухи, возникающие в определенных обстоятельствах.

         Вечный вопрос: что же делать?

         На наш взгляд необходимо:

    1.Создать службу внутреннего аудита

    Задача внутреннего аудита - принятие мер по предотвращению коррупции изнутри. Эта служба будет проводить анализ рисков, инициировать меры по борьбе с коррупцией внутри учреждения (предприятия) и обеспечивать их осуществление.

    2.Провести анализ рисков

       Повышенная уязвимость может наблюдаться при осуществлении внешних контактов или при принятии и разработке управленческих решений, которые могут положительно или отрицательно сказаться на третьих лицах (например, размещение государственного заказа). Даже работа с конфиденциальной информацией должна быть определена как зона риска.

         На основе анализа риска разработать целенаправленные концепции предотвращения коррупции и, в случае необходимости, принять соответствующие контрмеры, а также ввести механизмы контроля.

     

     

     

    3.Отследить занятость работников вне учреждения

          Занятость работников вне органа власти может не только оказывать негативное влияние на готовность сотрудников к работе и их мотивацию, но и стать источником распространения коррупции.

    4.Контролировать получение вознаграждений и подарков

         Инструкции, посвященные получению каких-либо вознаграждений и подарков и применяемые для всех государственных служащих, являются важнейшим ориентиром в предотвращении коррупции, разграничивая разрешённые действия и действия с преступной подоплёкой. Эти инструкции должны быть ясно доведены до всех работников.

    5.Регулировать спонсорскую помощь

         Если третьи лица выражают готовность профинансировать деятельность органа государственной власти, то политика по отношению к спонсорам должна быть четко сформулирована.

    6.Контролировать служебный регламент

        Инструкции, содержащиеся в служебном регламенте, зачастую противоречат интересам предотвращения коррупции, а в особых случаях препятствуют им, включая рекомендации, касающиеся «бережливого управления», правил упрощения и ускорения процедур, расширения полномочий по принятию решений на собственное усмотрение, делегирования полномочий по принятию решений.

    7.Начать борьбу с коррупцией

         Возможно осуществление следующих действий:

    - строгий отбор персонала: проверки технического, социального и морального соответствия кандидатов;

    - ротация функциональных обязанностей персонала; перемещение подверженных риску работников с периодичностью, достаточной для выполнения возложенных на них задач; в случае необходимости повторные перемещения между двумя структурными подразделениями; изменения в ходе выполнения одной задачи, например, изменение обязанностей работников, выполняющих задачу;

    - избегание размещения работников, ответственных за внешние контакты, в отдельных кабинетах; смена помещений;

    - разделение на части сложных задач и процесса принятия решений, избегание концентрации полномочий у одного лица;

    - внешние и внутренние проверки документов и счетов силами начальства, внутреннего аудита, а также поощрение выявления коррупции;

       - крупные заказы, требующие проведения открытого конкурса, не должны разделяться на части с целью размещения на собственное усмотрение в связи с сокращением стоимости заказа.

         Оценка исполнителей как «надежных» и «предлагающих умеренную цену» не должна приводить к исключению участников из конкурса или к предпочтению отдельных исполнителей в течение длительного периода времени без уважительной причины (бессрочные соглашения об обслуживании).

     

         Надеемся, что наша концепция по борьбе с коррупцией будет вам полезна и применима в вашей деятельности.